Роли, которые люди
реализуют в процессе командной работы, определяют тот вклад, который ими
вносится в результаты совместной деятельности. Каждая роль требует наличия
определенных личных качеств и профессиональных навыков, необходимых для ее
успешного исполнения, но при этом допускает определенные слабые стороны,
знание которых также нужно для того, чтобы получить от человека как можно
больше пользы в процессе командной работы.
Положение лидера команды
является наиболее сложным, и далеко не каждый может соответствовать
требованиям этой позиции. Можно выделить две роли, соответствующие этому
статусу, а выбор кандидатуры зависит от структуры, целей и, конечно, профессиональной
подготовки каждого члена группы. В группе, где сложилась четкая система подчинения,
определенная иерархия, наиболее подходящая кандидатура — человек, способный
выполнить роль Лидера. Там, где члены группы действуют на равных, где в
зависимости от ситуации каждый раз будет новый лидер, лучше всего подойдет
человек, способный взять на себя роль Организатора.
Трудности могут возникнуть,
если наиболее подходящий на позицию лидера человек не занимает руководящей
должности, т. е. не имеет формального статуса в группе. Можно пойти на
компромиссе ситуации, если вопросы о статусе не принимаются во внимание ради
обеспечения слаженной работы группы. Одно из преимуществ ситуации, когда
группа может самостоятельно определить свой состав с точки зрения распределения
ролей, состоит в том, что этот процесс для участников проходит легко,
объективно и без боязни "потерять лицо".
Роли Лидера и Организатора
в чем-то пересекаются, а иногда требуют достаточно разных качеств и
способностей, поэтому их следует рассматривать как возможные альтернативы. Роль
Неформального лидера, как будет ясно из приведенной ниже характеристики,
охватывает более широкий круг профессиональных навыков (некоторые из них
свойственны Формальному лидеру, Контролеру и Командному игроку), роль
Формального лидера имеет более ярко выраженный силовой, понуждающий и
направляющий стиль руководства, который может лучше соответствовать ситуациям,
где необходимо действие.
1. Неформальный
лидер (НЛ)
Контролирует, как
команда продвигается к достижению поставленных целей,
наилучшим образом используя
имеющиеся ресурсы; определяет сильные и слабые качества команды и обеспечивает
наилучшее использование потенциала
каждого члена команды.
Разъясняет цели и задачи
группы.
Отбирает проблемы, по
которым необходимо принимать решения, и определяет очередность их решения.
Помогает определить роли,
обязанности и границы обязанностей внутри группы.
Обобщает все мнения и
достижения группы и представляет решения, принимаемые ею.
Сильные стороны — способность завоевывать уважение и вызывать энтузиазм,
легко общаться с другими, наличие чувства времени, уравновешенность.
Допустимые слабые
стороны — невысокий уровень развития творческих или интеллектуальных
способностей.
2. Формальный лидер
(ФЛ)
Организует работу
команды, направляет внимание на
постановку целей и приоритетов, придает направленность и форму групповым
дискуссиям, а также законченность результатам деятельности группы.
Участвует в
распределении ролей,
разграничивает функции
членов команды, определяет их обязанности, ставит задачи и цели.
Находит
или пытается найти оптимальную форму проведения групповых дискуссий
(обсуждения, совещания и т. п.).
Направляет группу на
достижение соглашения по проводимой политике и действиям и на принятие решений
Сильные стороны — умение вести за собой и уверенность в себе.
Допустимые слабые
стороны — нетерпимость к нечетко сформулированным идеям и предложениям и к
людям, не имеющим собcтвенного мнения или ясной позиции.
Примечание: при распределении ролей в группе роли Формального лидера и
Неформального лидера рассматриваются как альтернативные.
Генератор идей (Г)
Выдвигает новые идеи и
стратегии, уделяя особое внимание общим вопросам, и осуществляет поиск
возможных ошибок при решении проблем, с которым» сталкивается группа.
Делает критические
замечания, что может оказаться полезным, если приводит к новым предложениям.
Предлагает по-новому
взглянуть на уже согласованные действия.
Сильные стороны — независимость в суждении, высокий интеллект, богатое
воображение.
Допустимые слабые
стороны — недостает практичности склонность к "витанию в облаках"
или недостаточная конкретность в суждениях, а также низкая способность к
установлению доверительных отношений с другими людьми.
4. Критик (К)
Анализирует проблемы и
ситуации. Настроен на выявление слабых сторон сделанных предложений или таких
аспектов обсуждаемой проблемы или наличной ситуации, которые не получили
должного отражения в ходе группового обсуждения.
Интерпретирует сложный
письменный материал разъясняет неясности для других членов команды.
Оценивает суждения и вклад
каждого члена команды.
Сильные стороны — невозмутимость, способность критически мыслить, включая
способность предвидеть последствия предложений, объективность.
Допустимые слабые
стороны — стремление к критике, недостаточно развитая способность к
сопереживанию, к тому, чтобы учесть или извинить те или иные человеческие
слабости, мешающие работе команды.
5. Практик (П)
Превращает идеи и планы в
практические рабочие процедуры.
Настойчиво и результативно
работает для практической реализации, доведения до конкретного результата согласованных
планов.
Превращает идеи и разговоры
в практические дела.
Определяет, какие из
предлагаемых проектов осуществимы. "Просеивает" предложения, с тем,
чтобы они соответствовали согласованным планам и принятым системам.
Сильные стороны — самоконтроль и внутренняя дисциплина в сочетании с
реализмом и практическим здравым смыслом.
Допустимые слабые
стороны — недостаточная гибкость и невосприимчивость к новым идеям,
которые еще не прошли испытания временем.
6. Командный игрок (КИ)
Поощряет членов команды к
проявлению их сильных качеств, улучшает общение между членами команды и
предпринимает конкретные шаги для укрепления командного духа.
Оказывает психологическую поддержку и помощь другим членам команды.
Развивает
или распространяет идеи и предложения, высказанные другими.
Вовлекает пассивных членов
команды в процесс совместной работы, вдохновляет других на работу.
Сильные стороны — способность добиться взаимопонимания с членами команды,
гибкость, популярность и умение слушать других.
Допустимые слабые
стороны — недостаточные решительности; твердость, нежелание вступать в
трения и противоборство с другими членами команды.
7. Разведчик (Р)
Исследует и докладывает
группе о тех идеях событиях и ресурсах, которые имеются за пределами группы;
ищет внешние контакты, полезные команде, и проводит все необходимые переговоры.
Внедряет идеи и разработки,
высказанные» сделанные вне команды.
Сильные стороны — сильный, пытливый
характер, готовность видеть в каждом новом деле, проекте новые возможности.
Допустимые слабые
стороны — чрезмерный энтузиазм и отсутствие четкого плана дальнейших
действий.
8. Контролер (Кон)
Обеспечивает необходимые
условия, для того, чтобы команда была максимально застрахована от ошибок как
из-за неправильного выбора необходимых действий, так и по причине бездействия;
активно ведет поиск сторон работы, требующих повышенного внимания, поддерживает
в команде чувство постоянной готовности к действиям.
Подчеркивает необходимость
завершения работы над поставленной задачей, действует согласно установленным
целям и графикам, всегда побуждает других с рвением относиться к работе.
Ищет ошибки, промахи и
просчеты.
Сильные стороны — способность сочетать озабоченность поддержанием
существующего порядка с целеустремленностью и высокой организованностью при
движении к намеченной цели. Сильными личностными чертами являются самоконтроль
и сила характера.
Допустимые слабые
стороны — нетерпимость к тем, кто неряшлив, несобран и плохо организован
при выполнении работы.
Почти в каждом коллективе
наряду со способными и умелыми работниками есть люди, не способные или не
желающие хорошо выполнять свои обязанности. Одни из них активно бездельничают,
другие имитируют активную деятельность. Руководитель должен обеспечить
контроль и координацию деятельности подчиненных. Необходимо четко распределить
всю работу между сотрудниками, установить конкретную ответственность за порученный
участок работы, обеспечить условия для ее успешного выполнения.
На современном производстве
и в аппарате управления деятельность одного работника тесно связана с
деятельностью других. Поэтому знать обязанности своих подчиненных и других
сотрудников не менее важно, чем свои. Это позволит избежать дублирования
функций и излишних затрат времени. Каждый работник должен иметь должностную
инструкцию, в которой следует четко определить его права и обязанности,
порядок взаимоотношений с другими работниками и подразделениями.
Следует поддерживать работников,
активно ищущих решение поставленных задач. Нередко таких работников сдерживают,
наказывают за неправильные решения и даже за непреднамеренные
ошибки, в то время как
пассивные, бездеятельные работники остаются в тени.
Оберегайте сотрудников от
частых систематических перегрузок — они убивают интерес к работе, вызывают
отрицательные эмоции и даже заболевания. Стремитесь к размеренному, спокойному,
ритмичному темпу работы. Но при этом помните, что ничто так не разлагает
людей, как безделье, поэтому лучше давать задание с более сжатыми (но
реальными) сроками, чем с растянутыми.
Следует заранее готовить
одного-двух работников, способных заменить руководителя на случай командировки,
отпуска, учебы и т. п. Хороший руководитель растит и воспитывает перспективных
работников в своем коллективе, способствует их росту, помогает им развивать
достоинства и устранять недостатки, продвигает их. Как правило, эти работники
являются самым ценным ресурсом организации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий